Дебиторской задолженностью называют долги компании, которые причитаются от физических или юридических лиц. Большинство организаций пытаются реализовать свой товар покупателям, которые могут сразу за него рассчитаться. Но, в связи с большой конкуренцией иногда приходиться отпускать товар в долг.
Поэтому, чтобы не нанести вред компании, нужно вовремя возвращать долги. Если правильно управлять ДЗ (дебиторской задолженностью) то, помимо возврата положенных средств также можно расширить рынок сбыта.
Содержание
Методы управления ДЗ
Сумма дебиторской задолженности регулируется множеством разных условий. Масштабами организации, экономической ситуацией на рынке, системой работы с должниками, все эти факторы влияют на размер ДЗ.
Чтобы отношения компании и должников были контролируемы, нужно вести аналитическую работу. Для управления ДЗ нужно систематизировать работу с дебиторами, какими способами это сделать написано далее.
Формирование рейтингов
А также при составлении рейтинга будут важны такие критерии:
- Общий стаж работы с дебитором;
- Оценка значимости должника по отношению к фирме;
- Оборотная скорость ДЗ должника;
- Месячный объем продаж дебитору;
- Сумма долга дебитора;
- Срок просрочки.
После формирования все клиенты разделяются на группы. Для каждой из которых можно установить свои критерии предоставления кредита.
Классифицирования дебиторской задолженности
Классифицирование ДЗ может оказать существенную помощь в её управлении. Классифицируют ДЗ исходя из причины появления долгов, срокам, и непосредственно должникам. Также причиной классифицирования ДЗ является:
- Определения вида услуг или продукции, которая в большем количестве была реализована в долг;
- Определения плательщиков, с которых нужно требовать немедленный возврат задолженности;
- Определения среднего показателя ДЗ;
Также, классифицирования поможет создать группу особых клиентов, которые обеспечивают фирму большей прибылью.
Реестр
Ведения реестра, также является действенным способом систематизации ДЗ. Самое важное в реестре – это просроченные задолженности. Изначально задолженность считается текущей, по истечению срока она становится просроченной, ну и на последнем этапе задолженность становится безнадежной.
С клиентами, которые отказываются платить, не принимая ни каких условий, лучше прекратить сотрудничество.
Мотивация персонала
Чтобы мотивировать рабочий персонал, нужно установить связь между возвратом дебиторской задолженности и выплатам рабочему персоналу денежных средств. Например, один из менеджеров повлиял на возврат ДЗ, значит ему полагается выдать премию.
Как управлять ДЗ, смотрите в этом видео:
В случае если долг переходит к стадии просроченная, менеджеру, работающему с этими дебиторами, выписывается штраф. Такая система работы с персоналом поможет повысить скорость возврата дебиторской задолженности.
Поведение дебитора
Какой способ управления дебиторской задолженностью будет использоваться, зависит от поведения клиента. На данный момент, определено 3 вида поведения дебиторов:
- Порядочность – клиенты с этой категории, вовремя оплачивают задолженность, а если не могут это сделать то, предупреждают заранее. Среди них в основном VIP клиенты, которые планируют долгое и плодотворное сотрудничество.
- Равнодушие – такие клиент чаще всего оплачивают задолженность не в срок и доставляют компании неприятности;
- Непорядочность – такие люди, в основном, не намерены оплачивать задолженность вообще. Они пытаются всеми способами прекратить партнёрство с организацией.
Улучшение управления ДЗ
На российском рынке можно использовать некоторые меры, которые помогут в улучшении управления ДЗ:
- Изменения суммы, на которую отпускается товар в долг;
- Создания плана по работе с клиентами. В плане можно подробно описать сроки, эффективность и ответственный персонал за операцию;
- Предоставить возможность оплаты кредита векселем;
- Отказаться от клиентов с отрицательным кредитным рейтингом;
Данные методы адаптированы под российские условия. Будет ли это действенно в других государствах – не проверено.
Кредитная политика
Также, КП поможет увеличить продажи и поспособствует лучшей отдачи инвестиций. Помимо работы с дебиторской задолженностью в кредитную политику включат и другие задачи:
- Поиск мест сбыта;
- Улучшение репутации фирмы;
- Завоевания рынка;
Каждая из выше причисленных задач должна быть подробно рассмотрена. А также, должен быть поставлен конкретный срок её выполнения.
Риски
Большое накопления безнадежных ДЗ может привести к банкротству организации. Существует 2 способа устранения рисков:
- Перепродать задолженность факторинговой компании;
- Заранее застраховать риск не оплаты задолженности. В этом случае, если клиент не сможет оплатить ДЗ, страховая компания должна сделать это за него;
Важно! Страховать риск нужно на стадии договора. Все задолженности за отгрузки и предоставления услуг до страховки, оплачиваться не будут.
Методы управления ДЗ, рассмотрены в этом видео:
Заключение
Исходя из информации, предоставленной в этой статье, можно понять, что какого-то общего способа управления ДЗ нет. Каждая компания, должна выработать для себя лучшую стратегию. И при правильных действиях можно управлять долгами с прибылью для организации.
+7 800 301-79-56
бесплатно!