Что такое дебиторская задолженность и методы эффективного управления

Дебиторской задолженностью называют долги компании, которые причитаются от физических или юридических лиц. Большинство организаций пытаются реализовать свой товар покупателям, которые могут сразу за него рассчитаться. Но, в связи с большой конкуренцией иногда приходиться отпускать товар в долг.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 800 301-79-56. Это быстро и бесплатно!

Поэтому, чтобы не нанести вред компании, нужно вовремя возвращать долги. Если правильно управлять ДЗ (дебиторской задолженностью) то, помимо возврата положенных средств также можно расширить рынок сбыта.

Методы управления ДЗ

Сумма дебиторской задолженности регулируется множеством разных условий. Масштабами организации, экономической ситуацией на рынке, системой работы с должниками, все эти факторы влияют на размер ДЗ.

Чтобы отношения компании и должников были контролируемы, нужно вести аналитическую работу. Для управления ДЗ нужно систематизировать работу с дебиторами, какими способами это сделать написано далее.

Формирование рейтингов

Благодаря составлению рейтинга дебиторов, можно систематизировать ДЗ, а также определить насколько каждый из клиентов важен для фирмы. Главный критерий каждого дебитора в рейтинге – это уровень риска того, что он погасит свой долг.

А также при составлении рейтинга будут важны такие критерии:

  • Общий стаж работы с дебитором;
  • Оценка значимости должника по отношению к фирме;
  • Оборотная скорость ДЗ должника;
  • Месячный объем продаж дебитору;
  • Сумма долга дебитора;
  • Срок просрочки.

Методы управления дебиторской задолженностью.

После формирования все клиенты разделяются на группы. Для каждой из которых можно установить свои критерии предоставления кредита.

Классифицирования дебиторской задолженности

Классифицирование ДЗ может оказать существенную помощь в её управлении. Классифицируют ДЗ исходя из причины появления долгов, срокам, и непосредственно должникам. Также причиной классифицирования ДЗ является:

  • Определения вида услуг или продукции, которая в большем количестве была реализована в долг;
  • Определения плательщиков, с которых нужно требовать немедленный возврат задолженности;
  • Определения среднего показателя ДЗ;

Также, классифицирования поможет создать группу особых клиентов, которые обеспечивают фирму большей прибылью.

Реестр

Ведения реестра, также является действенным способом систематизации ДЗ. Самое важное в реестре – это просроченные задолженности. Изначально задолженность считается текущей, по истечению срока она становится просроченной, ну и на последнем этапе задолженность становится безнадежной.

Цель ведения реестра — не допустить переход задолженности с начальной стадии в последнею. Внимание! При ведении реестра нужно уделять, особое внимания клиентам, которые приносят наибольшую прибыль фирме.

С клиентами, которые отказываются платить, не принимая ни каких условий, лучше прекратить сотрудничество.

Мотивация персонала

Чтобы мотивировать рабочий персонал, нужно установить связь между возвратом дебиторской задолженности и выплатам рабочему персоналу денежных средств. Например, один из менеджеров повлиял на возврат ДЗ, значит ему полагается выдать премию.

Как управлять ДЗ, смотрите в этом видео:

В случае если долг переходит к стадии просроченная, менеджеру, работающему с этими дебиторами, выписывается штраф.  Такая система работы с персоналом поможет повысить скорость возврата дебиторской задолженности.

Поведение дебитора

Какой способ управления дебиторской задолженностью будет использоваться, зависит от поведения клиента.  На данный момент, определено 3 вида поведения дебиторов:

  1. Порядочность – клиенты с этой категории, вовремя оплачивают задолженность, а если не могут это сделать то, предупреждают заранее. Среди них в основном VIP клиенты, которые планируют долгое и плодотворное сотрудничество.
  2. Равнодушие – такие клиент чаще всего оплачивают задолженность не в срок и доставляют компании неприятности;
  3. Непорядочность – такие люди, в основном, не намерены оплачивать задолженность вообще. Они пытаются всеми способами прекратить партнёрство с организацией.
Исходя из поведения дебитора, нужно выбрать метод воздействия на него. Для воздействия на клиентов со второй и третей категории, можно использовать штрафы, остановку предоставления товара или услуг, или обратиться в суд.

Улучшение управления ДЗ

На российском рынке можно использовать некоторые меры, которые помогут в улучшении управления ДЗ:

  • Изменения суммы, на которую отпускается товар в долг;
  • Создания плана по работе с клиентами. В плане можно подробно описать сроки, эффективность и ответственный персонал за операцию;
  • Предоставить возможность оплаты кредита векселем;
  • Отказаться от клиентов с отрицательным кредитным рейтингом;

Данные методы адаптированы под российские условия. Будет ли это действенно в других государствах – не проверено.

Кредитная политика

Кредитная политика – это правила, по которым предоставляются кредиты и изымается дебиторская задолженность. Управлять ДЗ без неё — практически невозможно. Основной целью кредитной политики, является улучшения эффективности, средств, вложенных в ДЗ.

Также, КП поможет увеличить продажи и поспособствует лучшей отдачи инвестиций.  Помимо работы с дебиторской задолженностью в кредитную политику включат и другие задачи:

  • Поиск мест сбыта;
  • Улучшение репутации фирмы;
  • Завоевания рынка;

Каждая из выше причисленных задач должна быть подробно рассмотрена. А также, должен быть поставлен конкретный срок её выполнения.

Риски

Нормально работящая организация должна иметь дебиторские задолженности, и это вполне нормально. Но как показывает статистика, если дебиторские задолженности превышают тридцать процентов от всей суммы активов, это может повлечь за собой проблемы.

Большое накопления безнадежных ДЗ может привести к банкротству организации. Существует 2 способа устранения рисков:

  • Перепродать задолженность факторинговой компании;
  • Заранее застраховать риск не оплаты задолженности. В этом случае, если клиент не сможет оплатить ДЗ, страховая компания должна сделать это за него;

Важно! Страховать риск нужно на стадии договора. Все задолженности за отгрузки и предоставления услуг до страховки, оплачиваться не будут.

Методы управления ДЗ, рассмотрены в этом видео:

Заключение

Исходя из информации, предоставленной в этой статье, можно понять, что какого-то общего способа управления ДЗ нет. Каждая компания, должна выработать для себя лучшую стратегию. И при правильных действиях можно управлять долгами с прибылью для организации.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

+7 800 301-79-56
бесплатно!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × два =