Инструменты и способы сокращения дебиторской задолженности

Современные предприятия при осуществлении своей деятельности редко обходятся без дебиторской задолженности. Ее не используют лишь те компании, которые работают по предоплате или после выполнения всех условий договора поставки.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-51-68. Это быстро и бесплатно!

Что это такое

Дебиторская задолженность – это денежная сумма, которую фирма должна получить от другого лица за свои услуги и товары. Также в понятие дебиторской задолженности входит то количество времени, которое необходимо для поставки товаров и перечисления денег за их предоставление.

Задолженность может возникнуть:

  • при договоренностях об отсрочке платежей;
  • при различных недостачах или воровстве;
  • во время нарушения договора поставки товара.

Чаще всего компании в качестве инструмента повышения продаж используют отсрочку платежа. Это повышает спрос, особенно в условиях конкуренции на рынке, но увеличивает риск убытков. Только крупные предприятия, контролирующие процедуру предоставления отсрочек, в случае невозврата долга могут продолжить осуществление своей деятельности на прежних условиях.

Использование такой задолженности при расчетах между сторонами является способом, позволяющим снизить вероятность нарушения договора. К примеру, если по контракту покупатель обязан выплатить средства за поставку товаров или услуги незамедлительно, то при безналичном расчете это практически невозможно.

Как правильно заключить договор, чтобы не образовалась дебиторская задолженность? Фото:myshared.ru

Дело в том, что перечисление денег с одного банковского счета на другой обычно занимает несколько дней. А это нарушение условий договора.

Поэтому сторонам желательно использовать дебиторскую задолженность, что позволяет соблюдать все пункты соглашения. Кроме того, компания, выступающая покупателем, по факту получает небольшой краткосрочный кредит. И может не изымать средства для оплаты, урезая тем самым другие статьи расходов.

Для организации, выступающей поставщиком, дебиторская задолженность также позволяет пользоваться некоторыми преимуществами. В первую очередь это дает возможность устанавливать долгосрочные отношения с покупателями, а во-вторых, получать дополнительную выгоду.

Причины контроля дебиторской задолженности

Не все компании согласны устанавливать дебиторскую задолженность для всех своих клиентов без причины. Это может сделать руководство организации, к примеру, для привлечения большего количества покупателей или сохранения отношений с выгодным клиентом.

К тому же, это способ расчетов может позволить себе та организация, чье финансовое положение не пострадает от задержки оплаты за предоставленные товары или услуги. Если же такое денежное поступление необходимо для дальнейшего функционирования организации-производителя, то дебиторская задолженность может использоваться лишь в крайних мерах.

Например, компания-покупатель может настаивать на ее применении из-за своих временных денежных трудностей. Естественно, при условии скорейшего разрешения создавшейся ситуации.

Получается, что дебиторская задолженность не всегда выгодна для поставщика. Нередко такие задержки могут негативно сказаться на его финансовой ситуации или деловой репутации. Такая ситуация может произойти с любой компанией, в том числе и крупной, ведь все дело в размере задолженности.

Многие фирмы разрабатывают собственные инструменты, позволяющие контролировать размеры задолженности. Эффективным способом является распределение клиентов на несколько категорий.Для каждой из категорий необходимо разработать персональные формы и виды контроля погашения долга. Условно можно разделить покупателей на:

  • угрожающих возможной просрочкой;
  • платежеспособных;
  • имеющих неопределенную платежеспособность.

Из этого следует, что именно контроль за размером дебиторской задолженностью является первоначальной задачей любого предприятия, согласившегося на ее использование. Это гарантирует длительное сотрудничество со своими клиентами и сохранение платежеспособности самой организации.

Как организовать работу с дебиторской задолженностью, расскажет это видео:

А инструменты, применяемые для этого, зависят от большого количества факторов, например, времени или дополнительных финансовых вливаний.

Сокращение дебиторской задолженности

Такое понятие как величина дебиторской задолженности имеет существенное значение для финансового состояния предприятия. На нее обычно влияет:

  • объем продаж и та часть в нем, которая реализуется с отсрочкой платежа;
  • условия осуществления расчетов с покупателями;
  • процедура возврата долга.
На практике, чем больше льгот или скидок получает клиент, тем больше становится задолженность. Это касается и возврата средств. Если у компании нет четкого механизма, позволяющего влиять на фирмы, выступающие покупателями, то долг будет только расти.

Для сокращения долга финансовые специалисты компаний используют следующие методы:

  1. Разработка методов продаж, которые имеют механизм гарантированного поступления оплаты.
  2. Определение конкретного лимита дебиторской задолженности.
  3. Разработка различных скидок и льгот для некоторых групп покупателей.
  4. Использование ускоренного процесса взыскания долгов.
  5. Постоянная оценка выгоды, которая была упущена вследствие неиспользования этих средств.
  6. Контроль соотношения дебиторской и кредиторской задолженности предприятия.
  7. Отслеживание возникновения недопустимых разновидностей дебиторской задолженности.
  8. Прогноз поступления средств от должников.
  9. Осуществление оценки реального размера задолженности.

Осуществление контроля

Если говорить о методах и инструментах, используемых для контроля дебиторской задолженности, то становится ясно, что они совершенно разные по своей природе. Ключевым фактором успешного сотрудничества на данных условиях является своевременное осуществление необходимых действий в рамках установленного документооборота.

То есть, компания-поставщик обязана в указанные сроки выставить покупателю счет, который тот должен оплатить на условиях дебиторской задолженности. Кроме того, покупателя необходимо известить о контроле за оплатой по данному счету.

В случае если сотрудник, отвечающий за этот этап работы, увидит, что счет не оплачен, он имеет право потребовать объяснений. А покупатель со своей стороны обязан предоставить разъяснения о задержке. Далее причины отсутствия оплаты доносятся до руководства компании-поставщика.

Контроль дебиторской задолженности крайне важен в тех случаях, кода речь идет о длительных взаимоотношениях между партнерами. Такой долг может сохраняться очень долго, что влечет за собой различные бюрократические трудности. Дело в том, что каждый этап продления задолженности требует определенного документального оформления.

Финансовые специалисты организации обязаны просчитывать любые перспективы дебиторской задолженности, анализируя создавшуюся ситуацию. На практике компания-поставщик рассчитывает короткий, средний и длительный временной отрезок сохранения дебиторской задолженности.

Также существует такое понятие, как реестр старения задолженности, которое включает механизмы взыскания долга с компаний-покупателей и т. д. Он содержит всю информацию, необходимую для дальнейшего заключения договоров с такими организациями. Те компании, которые имеют минимальные нарушения по дебиторской задолженности, получают более гибкие условия оплаты за последующие заказы.

Должник отказывается платить

Любой долг со стороны клиента для производителя – это огромный риск, так как гарантировать возврат денег достаточно непросто. Многие компании сталкиваются с тем, что при взыскании денежных средств покупатель находится в состоянии банкротства или ликвидации.

За счет чего можно сократить дебиторскую задолженность? Фото:intaris.ru

На этой стадии вернуть свои денежные средства достаточно затруднительно, а иногда и невозможно. Во-первых, потребуется привлечение дополнительных специалистов, а во-вторых, взыскание может затянуться на неопределенный срок.

Нередко кредиторы продают такие задолженности соответствующим организациям, которые занимаются взысканием долгов профессионально. На этом этапе руководителю компании-поставщика следует учесть, что услуги таких фирм требуют дополнительных вложений.

Чаще всего они берут определенный процент от суммы, которую следует получить от должника. Поэтому важно просчитать разницу, которая возникнет при обращении к специалистам и самостоятельном взыскании средств.

Для быстрого сокращения долга компания может обратиться в суд. Однако необходимо учитывать различные нюансы этой процедуры. Например, существует срок давности, по истечении которого кредитор не имеет право на подачу иска. По закону он составляет 3 года.

К тому же, решение суда, вынесенное в пользу истца, не означает, что должник выплатит средства. Он может игнорировать свои обязательства и дальше, особенно, если находится на стадии ликвидации. В этой ситуации кредиторы нередко обращаются к судебным приставам, которые при возможности заставляют должника оплачивать необходимые средства путем продажи собственного имущества.

Страхование долга

К страхованию прибегают те фирмы, которые уже имеют печальный опыт невозврата этих средств по самым разным причинам. Несмотря на свои несомненные преимущества, процедура страхования подразумевает дополнительные расходы, которые могут позволить себе не все компании.

Как сократить дебиторскую задолженность, на примере компании, смотрите в этом видео:

Поэтому перед осуществлением этого процесса следует учитывать стоимость страховки и убытков, которые могут возникнуть в результате отсутствия оплаты со стороны должника. Обычно страхование как  способ гарантирования получения средств используется тогда, когда речь идет о крупной сделке.

Успешное использование дебиторской задолженности возможно только в том случае, если в компании есть высококвалифицированные специалисты. Без учета возможных рисков, наличия опыта и привлечения дополнительных средств в случае необходимости любой долг может стать для предприятия огромной проблемой. Поэтому так важен контроль существующих кредитов и разработанный механизм их взыскания.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 703-51-68 (Москва)
+7 (812) 627-17-39 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

12 − 2 =