Шаг к финансовой независимости-страхование дебиторской задолженности

С некоторых пор успешный опыт зарубежных компаний активно применяется в России. Пример этого — страхование дебиторской задолженности. Данный инструмент важен для тех малых и средних предприятий, которые желают  выстоять в условиях конкурентной борьбы, расширить территорию продаж, без рисков заключать новые контракты.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-51-68. Это быстро и бесплатно!

Что такое дебиторская задолженность

Что такое дебиторская задолженность, понятно даже обывателю. Ежемесячно туда относят все суммы, по которым ожидаются поступления от контрагентов.  Среди них выделяются:

  • надежные активы, оплата по которым произойдет в оговоренное договором время;
  • рискованные финансы, или деньги, поступление которых с определенной долей вероятности планируется от новых покупателей.

Как взыскать дебиторскую задолженность, смотрите в этом видео:

Зачем страховать дебиторскую задолженность

Задача каждой компании- наращивание объема продаж за счет привлечения новых покупателей. Цель эффективно реализуется лишь в крупных городах, где спрос превышает предложение. В среднестатистических регионах России это – рискованное предприятие, так как:

  • продавец не компетентен самостоятельно определить платежеспособность нового регионального покупателя;
  • региональные компании не в состоянии произвести предоплату, оплату отгруженной продукции. В большинстве случаев покупатели рассчитываются «постфактум»: по мере реализации продукции потребителю.

Страхование дебиторской задолженности необходимо осуществлять поставщикам продукции, продавцам, чтобы избежать реальных проблем с покупателями рисковой группы. Договора страхования заключаются со страховыми компаниями и касаются тех предприятий, которые приобретают товар «под реализацию», то есть в рассрочку.

В процедуре страхования участвуют:

  1. страхователь – компания-продавец, которая заключает договоры с новыми, непроверенными контрагентами на условиях отсрочки платежа;
  2. страховщик – страховая компания, которая обязуется при наступлении страхового случая выплатить страховое покрытие страхователю;
  3. кредиторы – региональные фирмы, которые вступают в долговые обязательства с компанией-продавцом.

Страховые случаи фиксируются по заявлению страхователя и возникают по причинам:

  • несвоевременной оплаты (кратковременная просрочки платежей);
  • нарушения графика платежей;
  • неплатежеспособности контрагента по причине банкротства (ликвидации предприятия)
Внимание! При заключении договора страхуется не вся дебиторская задолженность, а определенный портфель  соглашений контрагентов. Объектом страхования считаются договора поставки товаров, оказания услуг в рассрочку, заключенные  с рискованными клиентами.

Как происходит процедура страхования

В условиях нестабильности на рынке предоставления товаров и услуг страхование дебиторской задолженности защищает от безнадежных долгов контрагентов.  Договор заключается со страховой компанией, которая готова сотрудничать с компанией-производителем на условиях выплаты страховой премии.

Продолжительность страхования – 1 год. При заключении соглашения компания-страховщик устанавливает все кредитные риски и обстоятельства. При обращении страхователь обязан представить полный пакет документации. Среди них:

  • сведения об организации-поставщике;
  • реестр старения дебиторской задолженности;
  • список покупателей, приобретающих товары и заказывающих услуги на условиях рассрочки;
  • Расчёты о вероятных убытках, произошедших по причине несоответствующего исполнения обязательств кредиторов. Данные необходимы в разрезе одного года-трех лет.
  • Информация о планируемом количестве продаж на год вперед.

Что такое страхование дебиторской задолженности? Фото:myshared.ru

Страховой компанией приходится анализировать большой объем данных. При оценке кредитоспособности каждого из контрагентов учитываются факты из:

  • финансовых документов;
  • истории судебных, налоговых споров;
  • бухгалтерской отчетности;
  • отчетов по рассрочкам;
  • общения в ходе выездной встречи.
На основании этой информации проверяется финансовая устойчивость каждого клиента и назначается кредитный лимит, т.е. сумма возмещения к уплате при наступлении страхового случая. Единственное условие – данные по проверке остаются конфиденциальной информацией.

Внимание! При определении лимита учитывается и финансовая составляющая фирм, и актуальная ситуация на рынке в данной сфере услуг. Когда конкурентная борьба «на пределе», существует компания- монополист, то шансы избежать банкротства минимизированы. Из-за этого кредитный лимит, установленный страховщиком снижается до минимальной ставки.

Страхование по полису

Данная система страхования рисков предпринимателя-продавца  предполагает, что на каждую отгрузку с отсрочкой платежа выписывается полис. В этой бумаге обозначается:

  • дата отгрузки;
  • номер и дата акта (накладной);
  • сумма задолженности;
  • кредитный лимит.

Как работает страхование дебиторской задолженности? Фото:myshared.ru

Страхователь должен направлять страховщику ежемесячные отчеты о сформировавшейся задолженности контрагента. Выплаты производятся по заявлению, в пределах лимита. Когда объем не поступивших денег от продаж превышает лимит, заключается новый договор страхования.

Важное условие для заключения нового договора по полису – своевременная выплата страхователем страховой премии. Она рассчитывается в процентном соотношении, в зависимости от размера кредитного лимита и подлежит погашению в день заключения договора или на следующий день.

Генеральная схема

Генеральная схема страхования рисков превышения дебиторской задолженности подразумевает отсутствие полисов по каждой сделке с контрагентами с рассрочкой. В данном случае взаимоотношения между страховой компанией и страхователем оформляются в форме соглашения по всем рисковым покупателям.

Условия страхования по генеральной схеме

Периодичность погашения страховой премии I платёж II платёж
Процент от страхового взноса 50-70 процентов 30-50 процентов
Сроки уплаты 3 месяца после подписания соглашения При достижении планового объема продаж

При заключении договора на условиях генеральной схемы отчётность страховщику предоставляется один раз в квартал. Она представляет собой информацию о дебиторской задолженности и отчеты по отгрузкам. Внимание! Генеральная схема используется только для проверенных и надежных поставщиков.

Минусы

Для многих предпринимателей становится проблемой погашение страховой премии. В среднем, она определяется как 0,9-9 процентов, рассчитываемых от планируемого объема продаж. Процентная ставка устанавливается индивидуально, по каждому клиенту.

С другой стороны, страховая компания должна минимизировать и свои риски. Ведь если одна из компаний ликвидируется, то ее долги приходится требовать в судебном порядке. Это потребует дополнительные расходы и время.

Плюсы

Благодаря процедуре страхования дебиторской задолженности поставщик продукции ощущает себя финансово независимым участником рынка. Теперь договора заключаются «без оглядки».Степень риска той или иной сделки определяет страховщик.

Контроль дебиторской задолженности силами страховой компании сулит и другие преимущества:

  • Во-первых, страховщик выполнит качественный кредитный менеджмент. Он включит в портфель страхования только рискованных клиентов.
  • Во-вторых, страховыми компаниями положительно решается вопрос об увеличении списка недобросовестных клиентов и о включении в перечень новых контрагентов.
  • В-третьих, генеральная схема позволяет экономить деньги поставщиков (отсутствие разового, единовременного платежа) и достигнуть плановой отметки увеличения объема продаж.
  • В-четвертых, в инструкциях по расчету страховой премии существуют способы ее снижения. Один из них – франшиза.

Пример по расчетам связи с наступлением страхового случая по договору с франшизой

В кредитном договоре установлено: Кредитный лимит – 100 тысяч рублей
Франшиза – 15 процентов
Обязательства перед поставщиком не исполнены в полной мере Страховая компания выплачивает страховое покрытие: 100 тыс. руб.– 15%=85 тыс. руб.
Остаток в размере 15 тыс. руб. поставщик требует с контрагента.

Страхование дебиторской задолженности – это единственная возможность без рисков продолжить освоение новых рынков. Ваши финансы не должны быть растрачены в пустую по вине недобросовестных покупателей. Берегите деньги совместно со страховыми компаниями!

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 703-51-68 (Москва)
+7 (812) 627-17-39 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

19 + 2 =