Что такое ротация товаров и зачем она нужна

Среди правил в мерчендайзинге становится именно ротация товаров. Это один из приёмов, который применяется с целью повышения эффективности самой торговли. И извлечения максимальной прибыли из каждого принимаемого решения. Потому стоит подробнее рассказать о принципах применения данного понятия на практике.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 800 301-79-56. Это быстро и бесплатно!

Определение ротации товаров

Пожалуй, самый простой способ объяснить само слово «ротация» — это привести в качестве примера изменение расположения товаров в торговом зале. К примеру, полка занята продуктом. Но он будет заменён другими категориями товара уже на следующий день. Таким образом, магазины создают впечатление, что в ассортименте постоянно происходят обновления.

Главное – переставлять продукты так, чтобы покупатели их замечали. В этой категории есть и другой приём, не менее эффективный. Продавцы закупают ту же старую товарную группу, но используют другую упаковку. На ней особенно много внимания уделяется описанию преимуществ и ценных характеристик.

Зачем нужна ротация? Фото:myshared.ru

Ведь многие потребители в принципе относятся с осторожностью к любым новинкам. Ротация позволяет уходить от пассивных методов привлечения внимания к активным.

В каких сферах деятельности и когда используют ротацию

В качестве термина ротация нашла применение во множестве сфер. Например, для полиграфии этим словом обозначают принцип работы машины, которая отвечает за печать бумажных носителей с информационным и рекламным содержанием. По своей сути, ротация изначально означает вращение.

У каждого направления деятельности имеются свои особенности.

  • В товароведении термин используют, когда говорят о постоянном обновлении товара. Ведь покупателям просто неинтересно заходить в зал, и каждый раз видеть одно и то же.
  • В трудовой деятельности ротацией называют движение кадров. Например, когда производится перевод из одной должности в другую, с повышением оклада.
  • Для спорта этот термин обозначает смену игроков в команде. Или процесс, связанный с перераспределением ролей.
  • Для медицины это слово стало синонимом смещения. Например, когда говорят о нарушении положения позвонков относительно друг друга.
  • Смена передачи или картинки имеется в виду для сферы теле- и радиовещания.
  • В деятельности сельхозпредприятий ротация — севооборот.
  • Если в мореплавании встречаются номера, под которыми есть ротация – значит, в данной точке судно начинает двигаться по кругу.
  • Для архитектуры, наконец, термин используется как синоним особенности поворота корпуса вокруг его оси, когда создаётся скульптура.

О результатах и способах достижения

Результат ротации в сфере торговли – грамотное и эффективное расположение товара, вне зависимости от используемых площадей. Качественное выражение ротации – это полки, удобные и привлекательные для любых категорий граждан.

Что касается количества, то в результате подобных операций увеличивается выручка, а издержки, наоборот, уменьшаются. Ротацию применяют, чтобы достичь следующих целей:

  1. Стимулирование спроса, ускорение продвижения и реализации товаров.
  2. Создание положительного имиджа для компании. В настоящее время этот актив – один из самых важных среди нематериальных ценностей, доступных производителям. Данный фактор определяет не только известность бренда и отношение к нему, но и получение значительного конкурентного преимущества.
  3. Минимизация потерь от продукции, у которой истёк срок реализации, и которая не была продана.

Правила ротации товаров, смотрите в этом видео:

При помощи данного метода решаются следующие задачи. Без них невозможно добиться выше означенных целей.

  • Избавление от старых остатков.
  • Минимизация площади складских помещений.
  • Реализация продуктов, у которых срок годности ещё не кончился.
  • Увеличение числа спонтанных, сопутствующих приобретений.
  • Создание впечатления того, что ассортимент постоянно меняется.

Какие разновидности применяются на практике

Решения в данной сфере можно разделить на несколько типов:

  1. В зависимости от стоимости. Спрос на некоторые продукты может меняться в зависимости от того, какое сейчас время года. Потому важно вовремя изменить ценники на эти продукты. Она должна отвечать тем данным, которые забиваются со стороны продавца.
  2. По реализационному сроку.
    У многих продуктовых групп срок хранения действительно не очень большой. Потому необходимо при реализации выбирать места, доступные буквально каждому покупателю.
  3. Экономия. Этого можно добиться, если закупать крупные партии товаров. Как минимум, доставка обходится дешевле.
  4. Количество. Грамотное использование этого фактора приведёт к тому, что скорость товарооборота увеличится. Не потребуется приобретать дополнительные складские помещения. И товарооборот происходит за минимальные сроки хранения.

Принцип FIFO: что это

Это обозначение связано с фразой из английского языка first in – first out. Это значит, что первым в зал должно уходить то, что пришло на склад раньше. При этом количество единиц в партии не должно играть важной роли. Нужно действовать последовательно вне зависимости от складывающихся обстоятельств.

О правилах и дополнительных нюансах

При использовании верных принципов торговля в любой сфере даст хорошие результаты.

  • Спиралевидная форма движения покупателей. Это позволяет привлечь внимание к товарам, в данный момент не актуальным, но вообще вызывающим интерес.
  • Создание привлекающих упаковок. Актуальная информация должна располагаться с обеих сторон.
  • Перекрёстное расположение позволит выделить определённый товар среди ближайших аналогов.
  • Если товары покупают охотно, то к ним добавляют другие, сопутствующие. Благодаря этому увеличивается оборот.
  • Принцип срока реализации. Чем меньше срок хранения – тем ближе должны находиться товары к потенциальному покупателю.
  • Присутствие продавца без навязывания. Он остаётся рядом, но не оказывает никакого давления.
  • Принцип запаса. Не нужно создавать залежи из товаров, спрос на которые недостаточно высокий.
  • Ассортимент. Должен присутствовать не только основной вид продукции, к нему добавляются дополнительные.

Принцип FIFO. Фото: infourok.ru

О преимуществах и недостатках

Ротация – один из способов, позволяющих убедить покупателей в том, что им нужна эта покупка. Главное достоинство метода – в том, что он позволяет находить место для товаров, которое считается правильным на полках. Продажи повышаются, потому что есть возможность объединить несколько товаров, которые относятся к одной и той же категории.

Благодаря данному подходу покупатели совершают комплексные покупки. Учитывается при этом и сезонность товаров. Ускоряется распродаваемость. Ротация позволяет проводить исследования на предмет того, насколько эффективны применяемые методики в данный момент.

Планограммы мерчендайзинга становятся незаменимым инструментом, так же работающем в комплексе. Недостатки – в том, что любые действия должны быть обдуманными, обоснованными. Иначе экономический эффект не будет прогнозируемым. Динамика продаж станет отрицательной, если не учитывать особенности расположения одних товаров рядом с другими. Отрицательный результат получится и при отсутствии должного анализа.

Какие хитрости ещё используются в магазинах

В данной сфере есть отдельное название для маршрута, по которому обычно следуют покупатели. Он называется «золотым треугольником». Это понятие важно для тех, кто стремится следовать принципам FIFO. Обычно после входа в зал люди двигаются по периметру, обходят зал справа налево.

Но это заявление отнюдь не относится к аксиомам. Ведь движение можно организовать искусственно, чтобы оно шло в другую сторону. Достаточно расположить входные двери и кассовые терминалы в желаемом направлении.

Более 80 процентов людей посещает отделы, которые находятся по периметру. А вот центральные части остаются без внимания, туда заглядывает только каждый второй покупатель. Именно поэтому специальные акции и предложения надо размещать по всей территории, а не только внутри или снаружи.

Но дорогие товары всё равно не спешат выкладывать в самые проходные места. Потому что после данного шага нахождение в торговых залах перестаёт быть комфортным для посетителя.

О планограммах

Они используются для того, чтобы повысить покупательскую способность. Планограммы – это специальные таблицы, либо схемы с изображением основных групп внутри магазина или склада. Разрабатывают документ в определённой последовательности.

  • Формирование идей, целей и задач.
  • Изображение витрин со стеллажами с использованием компьютерной техники. Создаётся примерное обозначение торговых групп.
  • Далее идёт согласование с руководством.
  • Товарные позиции выкладываются с учётом того, что было изображено на планограмме.
  • Проводится анализ, с соблюдением равных временных отрезков.

Как мерчендайзинг влияет на продажи, расскажет это видео:

При выделении площади под размещение обязательно учитывают, какую прибыль сможет приносить тот или иной продукт. Чем выше прибыль – тем больше должно отдаваться полок под ту или иную группу.

Заключение

Ротация – это не просто «вращение» товаров внутри магазина. Этот процесс включает продуманные перестановки вместе с тщательным планированием, проведением анализа. Обязательно анализируется покупательский спрос, именно с опорой на него принимаются решения в дальнейшем.

Закупки и складирование так же организуются в зависимости от результатов ротации за предыдущий период. Главное – чтобы была разработана единая стратегия при использовании данной методики. При этом существуют разные инструменты, которые могут использоваться в качестве основы.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

+7 800 301-79-56
бесплатно!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре − три =