Среди правил в мерчендайзинге становится именно ротация товаров. Это один из приёмов, который применяется с целью повышения эффективности самой торговли. И извлечения максимальной прибыли из каждого принимаемого решения. Потому стоит подробнее рассказать о принципах применения данного понятия на практике.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 800 301-79-56. Это быстро и бесплатно!
Определение ротации товаров
Пожалуй, самый простой способ объяснить само слово «ротация» — это привести в качестве примера изменение расположения товаров в торговом зале. К примеру, полка занята продуктом. Но он будет заменён другими категориями товара уже на следующий день. Таким образом, магазины создают впечатление, что в ассортименте постоянно происходят обновления.
Главное – переставлять продукты так, чтобы покупатели их замечали. В этой категории есть и другой приём, не менее эффективный. Продавцы закупают ту же старую товарную группу, но используют другую упаковку. На ней особенно много внимания уделяется описанию преимуществ и ценных характеристик.

Зачем нужна ротация? Фото:myshared.ru
Ведь многие потребители в принципе относятся с осторожностью к любым новинкам. Ротация позволяет уходить от пассивных методов привлечения внимания к активным.
В каких сферах деятельности и когда используют ротацию
У каждого направления деятельности имеются свои особенности.
- В товароведении термин используют, когда говорят о постоянном обновлении товара. Ведь покупателям просто неинтересно заходить в зал, и каждый раз видеть одно и то же.
- В трудовой деятельности ротацией называют движение кадров. Например, когда производится перевод из одной должности в другую, с повышением оклада.
- Для спорта этот термин обозначает смену игроков в команде. Или процесс, связанный с перераспределением ролей.
- Для медицины это слово стало синонимом смещения. Например, когда говорят о нарушении положения позвонков относительно друг друга.
- Смена передачи или картинки имеется в виду для сферы теле- и радиовещания.
- В деятельности сельхозпредприятий ротация — севооборот.
- Если в мореплавании встречаются номера, под которыми есть ротация – значит, в данной точке судно начинает двигаться по кругу.
- Для архитектуры, наконец, термин используется как синоним особенности поворота корпуса вокруг его оси, когда создаётся скульптура.
О результатах и способах достижения
Результат ротации в сфере торговли – грамотное и эффективное расположение товара, вне зависимости от используемых площадей. Качественное выражение ротации – это полки, удобные и привлекательные для любых категорий граждан.
Что касается количества, то в результате подобных операций увеличивается выручка, а издержки, наоборот, уменьшаются. Ротацию применяют, чтобы достичь следующих целей:
- Стимулирование спроса, ускорение продвижения и реализации товаров.
- Создание положительного имиджа для компании. В настоящее время этот актив – один из самых важных среди нематериальных ценностей, доступных производителям. Данный фактор определяет не только известность бренда и отношение к нему, но и получение значительного конкурентного преимущества.
- Минимизация потерь от продукции, у которой истёк срок реализации, и которая не была продана.
Правила ротации товаров, смотрите в этом видео:
При помощи данного метода решаются следующие задачи. Без них невозможно добиться выше означенных целей.
- Избавление от старых остатков.
- Минимизация площади складских помещений.
- Реализация продуктов, у которых срок годности ещё не кончился.
- Увеличение числа спонтанных, сопутствующих приобретений.
- Создание впечатления того, что ассортимент постоянно меняется.
Какие разновидности применяются на практике
Решения в данной сфере можно разделить на несколько типов:
- В зависимости от стоимости. Спрос на некоторые продукты может меняться в зависимости от того, какое сейчас время года. Потому важно вовремя изменить ценники на эти продукты. Она должна отвечать тем данным, которые забиваются со стороны продавца.
- По реализационному сроку. У многих продуктовых групп срок хранения действительно не очень большой. Потому необходимо при реализации выбирать места, доступные буквально каждому покупателю.
- Экономия. Этого можно добиться, если закупать крупные партии товаров. Как минимум, доставка обходится дешевле.
- Количество. Грамотное использование этого фактора приведёт к тому, что скорость товарооборота увеличится. Не потребуется приобретать дополнительные складские помещения. И товарооборот происходит за минимальные сроки хранения.
Принцип FIFO: что это
Это обозначение связано с фразой из английского языка first in – first out. Это значит, что первым в зал должно уходить то, что пришло на склад раньше. При этом количество единиц в партии не должно играть важной роли. Нужно действовать последовательно вне зависимости от складывающихся обстоятельств.
О правилах и дополнительных нюансах
При использовании верных принципов торговля в любой сфере даст хорошие результаты.
- Спиралевидная форма движения покупателей. Это позволяет привлечь внимание к товарам, в данный момент не актуальным, но вообще вызывающим интерес.
- Создание привлекающих упаковок. Актуальная информация должна располагаться с обеих сторон.
- Перекрёстное расположение позволит выделить определённый товар среди ближайших аналогов.
- Если товары покупают охотно, то к ним добавляют другие, сопутствующие. Благодаря этому увеличивается оборот.
- Принцип срока реализации. Чем меньше срок хранения – тем ближе должны находиться товары к потенциальному покупателю.
- Присутствие продавца без навязывания. Он остаётся рядом, но не оказывает никакого давления.
- Принцип запаса. Не нужно создавать залежи из товаров, спрос на которые недостаточно высокий.
- Ассортимент. Должен присутствовать не только основной вид продукции, к нему добавляются дополнительные.

Принцип FIFO. Фото: infourok.ru
О преимуществах и недостатках
Ротация – один из способов, позволяющих убедить покупателей в том, что им нужна эта покупка. Главное достоинство метода – в том, что он позволяет находить место для товаров, которое считается правильным на полках. Продажи повышаются, потому что есть возможность объединить несколько товаров, которые относятся к одной и той же категории.
Планограммы мерчендайзинга становятся незаменимым инструментом, так же работающем в комплексе. Недостатки – в том, что любые действия должны быть обдуманными, обоснованными. Иначе экономический эффект не будет прогнозируемым. Динамика продаж станет отрицательной, если не учитывать особенности расположения одних товаров рядом с другими. Отрицательный результат получится и при отсутствии должного анализа.
Какие хитрости ещё используются в магазинах
В данной сфере есть отдельное название для маршрута, по которому обычно следуют покупатели. Он называется «золотым треугольником». Это понятие важно для тех, кто стремится следовать принципам FIFO. Обычно после входа в зал люди двигаются по периметру, обходят зал справа налево.
Но это заявление отнюдь не относится к аксиомам. Ведь движение можно организовать искусственно, чтобы оно шло в другую сторону. Достаточно расположить входные двери и кассовые терминалы в желаемом направлении.
Более 80 процентов людей посещает отделы, которые находятся по периметру. А вот центральные части остаются без внимания, туда заглядывает только каждый второй покупатель. Именно поэтому специальные акции и предложения надо размещать по всей территории, а не только внутри или снаружи.
Но дорогие товары всё равно не спешат выкладывать в самые проходные места. Потому что после данного шага нахождение в торговых залах перестаёт быть комфортным для посетителя.
О планограммах
Они используются для того, чтобы повысить покупательскую способность. Планограммы – это специальные таблицы, либо схемы с изображением основных групп внутри магазина или склада. Разрабатывают документ в определённой последовательности.
- Формирование идей, целей и задач.
- Изображение витрин со стеллажами с использованием компьютерной техники. Создаётся примерное обозначение торговых групп.
- Далее идёт согласование с руководством.
- Товарные позиции выкладываются с учётом того, что было изображено на планограмме.
- Проводится анализ, с соблюдением равных временных отрезков.
Как мерчендайзинг влияет на продажи, расскажет это видео:
При выделении площади под размещение обязательно учитывают, какую прибыль сможет приносить тот или иной продукт. Чем выше прибыль – тем больше должно отдаваться полок под ту или иную группу.
Заключение
Закупки и складирование так же организуются в зависимости от результатов ротации за предыдущий период. Главное – чтобы была разработана единая стратегия при использовании данной методики. При этом существуют разные инструменты, которые могут использоваться в качестве основы.
+7 800 301-79-56
бесплатно!