В процессе управления любой компанией используются многочисленные методы и способы для расчета тех или иных показателей. Наиболее часто выбирается CVP-анализ, предполагающий определение и анализ точки безубыточности.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 800 301-79-56. Это быстро и бесплатно!
Этот показатель непременно рассчитывается экономистами фирмы, чтобы определить эффективность и выгодность работы организации.
Содержание
Определение точки безубыточности
Она представляет собой определенный объем проданной продукции, при котором прибыль от работы организации равна нулю. Данная прибыль может выражаться в деньгах или натуральном виде.
Важно! За счет грамотного расчета показателя определяется, сколько требуется продать товаров, чтобы покрыть все расходы, связанные с ведением бизнеса.
В данной точке полностью покрываются затраты организации, а если она превышается, то это говорит о получении фирмой прибыли. Если показатели предприятия ниже этой точки, то это говорит о его убыточной работе.
В процессе расчета точки безубыточности используется три показателя: затраты компании, объем проданных товаров и полученная от работы прибыль. Грамотный расчет точки безубыточности позволяет получить множество полезной информации:
- определяется объем реализации товаров, причем не только в стоимостном выражении, но и в физическом, за счет которого не только полностью покрываются все расходы, но и будет получена оптимальная прибыль организации;
- производится оценка реакции прибыли в случае изменения стоимости товаров, увеличения расходов или количества продаваемых товаров;
- составляются прогнозы, с помощью которых определяется, какая прибыль будет получена при том или ином объеме продаж;
- устанавливается структура фирмы, считающаяся оптимальной для выбранного направления работы.

Что такое точка безубыточности? Фото:101biznesplan.ru
Таким образом, расчет данного показателя считается необходимым для каждой компании, так как дает возможность определить важнейшие параметры бизнеса.
Когда требуется расчет точки безубыточности
Обычно расчет ведется в ситуациях:
- требуется определить состояние компании и спрогнозировать ее деятельность при принятии различных бизнес-решений;
- определяется целесообразность инвестирования в тот или иной проект;
- требуется определить оптимальный объем продаж, при котором фирм не получает прибыли, но и не работает в убыток;
- определяется зависимость между ценой товаров и количеством проданных единиц;
- если меняются объемы продаж, точка безубыточности позволит определить причину такого изменения;
- решается, насколько может быть уменьшена выручка, а при этом фирма не будет нести убытки;
- требуется рассчитать показатель финансовой прочности организации.
Какие фирмы используют этот показатель
Важно! Для расчета точки безубыточности все организации пользуются одинаковой формулой, но в зависимости от направления их работы изменяется состав затрат.
Чтобы правильно рассчитать данный показатель, надо знать об особенностях данного процесса для разных видов бизнеса:
- Розничный магазин. Обычно в таких торговых точках имеется множество ассортиментных позиций, обладающих разнообразной ценой, поэтому для каждого вида товара практически невозможно определить отдельную точку безубыточности, представленную критическим объемом. Поэтому рассчитывается показатель целиком для магазина. Для этого требуется делить расходы на постоянные и переменные.
- Крупное предприятие. Производственные компании обычно выпускают одинаковую продукцию, поэтому могут рассчитать показатель не только с использованием стоимостных показателей, но и в натуральном виде.
Как рассчитывается точка безубыточности, расскажет это видео:
Таким образом, расчет в разных компаниях может значительно отличаться.
Как рассчитывается точка безубыточности
Для расчета первоначально определяется, какие затраты могут относиться к постоянным, а какие к переменным, так как эти показатели являются основными для грамотного расчета. К переменным относятся расходы, размер которых варьируется в зависимости от увеличения или уменьшения объема производства или продаж.
К постоянным относятся затраты, на которые не влияет объем производства или продаж. Обычно к ним причисляется арендная плата, амортизационные отчисления, зарплата, представленная в виде оклада и другое. Эти расходы придется нести даже при отсутствии продаж товаров или производства продукции.
Рассчитать точку безубыточности можно двумя разными способами:
- В натуральном виде: ВЕРнат=FC/(P-AVC)=FC*Q/(TP-VC), где Р – стоимость, Q – объем товаров, VC – переменные затраты, AVC – средние переменные расходы, FC – постоянные затраты, TP – общие доходы. За счет расчета такого показателя удается получить сведения о том, каков допустимый объем продаж для фирмы, чтобы она не была в убытке.
- В денежном виде: ВЕРден=ВЕРнат*Р. Этим способом удается рассчитать размер выручки, с помощью которой покрываются полностью все расходы, но фирма не получает прибыль.
Существует еще один способ расчета в стоимостном выражении, предполагающий использовать маржинальную прибыль – МР.
Она представляет собой некоторую долю выручку, оставшуюся после погашения переменных расходов, поэтому остается для погашения постоянных расходов, а также для получения чистой прибыли.
Максимальные допущения в процессе осуществления расчетов
Рассчитать точку безубыточности достаточно просто, так как используется понятная и универсальная формула, но даже при ее применении выделяются максимальные допущения, представленные ограничениями. К ним относится:
- продажная цена не увеличивается при росте объема продаж;
- затраты не изменяются;
- товары полностью продаются, поэтому на складе и производстве не остаются какие-либо единицы, так как они продаются за один цикл;
- точка безубыточности рассчитывается для одной ассортиментной продукции, для которой требуется выявить себестоимость.

График точки безубыточности. Фото:myshared.ru
Важно! Все вышеуказанные ограничения приводят к тому, что точка безубыточности не является абсолютным показателем, а выступает только условным значением, поэтому подвергается постоянно критике со стороны экономистов и аналитиков.
Что говорят результаты
Важно! Допускается работа фирмы исключительно в точке безубыточности в кризисное время, но важно, чтобы были предпосылки для ее роста.
Если в результате анализа на протяжении нескольких месяцев специалисты организации обнаруживают, что показатели деятельности компании ниже точки безубыточности, то можно говорить об убыточной работе, поэтому требуется менять какие-либо особенности деятельности или вовсе начинать процедуру ликвидации фирмы.
Для чего требуется график ВЕР
График точки безубыточности предоставляет возможность для визуального изучения данного показателя. Поскольку для расчета его приходится пользоваться доходами и затратами, то именно они выступают в качестве пересечения графиков. Для создания такого графика выполняются простые действия:
- первоначально делается график доходов;
- в 0 ставится первая точка;
- вторая располагается в месте, где пересекается объем проданной продукции, выраженный в натуральном виде, с выручкой;
- делается график затрат;
- первая точка располагается на том же уровне, что и постоянные затраты на оси вертикали;
- вторая находится в месте, где пересекается объем проданных товаров, выраженный в натуральном виде, с полными расходами, к которым относятся как переменные, так и постоянные затраты;
- в том месте, где пересекаются данные графики, располагается точка безубыточности, обозначаемая ВЕР;
- дополнительно можно отметить зону прибыли или убытков от работы организации.
Как нарисовать точку безубыточности, смотрите в этом видео:
Таким образом, определение точки безубыточности считается достаточно простым и понятым процессом, дающим возможность понять, насколько перспективна и выгодна деятельность определенной организации.
За счет данной информации можно контролировать расходы, планировать политику ценообразования и оптимальный объем производства или реализации продукции. Получить ее можно не только с помощью формул, но и с использованием специального графика.
+7 800 301-79-56
бесплатно!